Лиссабон. 1940

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лиссабон. 1940 » Информация » Салазаровская Португалия


Салазаровская Португалия

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Выдержки из статьи "Салазаровская Португалия" Сергея Елишева.

0

2

«Новое государство» и корпорации

«Новое Государство» («Estado Novo») было создано Салазаром для достижения целей и решения задач, которые профессор стремился достичь и решить для своей страны. К таковым относились: «…национальное единство; понимание важности семьи как ячейки всего общества, крепкая власть и уверенные в себе лидеры, приоритет духовных ценностей, должное уважение к каждому индивидууму, право на работу для каждого, обязательное стремление к нравственному совершенству, осознание сущности религиозной веры».(1, стр. 3). «Мы», — говорил Салазар, — «против всех форм интернационализма, коммунизма, социализма, синдикализма и всего того, что может раздробить, ослабить или разбить семью». «Мы…полны решимости создать корпоративное государство… и превыше всего хотим, чтобы наша система управления была национальной, чисто португальской…» (1, стр. 3).

Иными словами, целью политических преобразований Салазара являлось воссоздание традиционных устоев жизнедеятельности португальского общества, «реанимации» традиционной корпоративной системы,  проведении социально-экономических реформ, модернизации португальской экономики.

Важным политическим шагом на пути к осуществлению этих целей и установлению в Португалии корпоративной системы явилось создание в 1930 году «всенародного объединения», политической ассоциации, фактической опоры салазаровских реформ - «Национального Союза».

Национальный Союз, по замыслу Салазара, не являлся политической партией. Профессор был противником существования какой-либо партийной системы, поскольку видел её паразитическую суть: любая партия отображает интересы лишь части общества, а гораздо чаще, лишь группы лиц, оказавшихся волей судеб во главе этих партий (партийных олигархов). Поэтому неудивительно, что вскоре (31 июля 1930 года) все они были запрещены, органы печати политических партий - закрыты. Секретариат Компартии был арестован; а лидеры социалистической партии вскоре объявили о самороспуске партии. «Национальный союз» стал единственной легальной политической организацией Португалии.

Впрочем, запрету подлежали не только оппозиционные партии (самые крупные из них – республиканская, социалистическая, коммунистическая и др.), но также ряд союзников Салазара, например «Интегралистская партия», возглавляемая лидером португальских нацистов Рулао Прето. Члены интегралистской партии были вынуждены вступить в Национальный Союз, а вскоре их лидер Рулао Прето был арестован, а затем и иммигрировал из страны.  Пример показательный: Салазар, как лидер консервативного крыла португальского фашистского движения, в одинаковой степени негативно относился не только к либеральной демократии и коммунизму, но и к нацизму.       (Подробнее о взаимоотношениях между консерваторами и нацистами внутри фашистских движений, а также о существующей путанице и подмене понятий «фашизм» и «нацизм» см. статью Елишева С.О. «Фашизм как явление мировой истории»)).

«Национальный Союз», пожизненным лидером которого был провозглашён Салазар, оказал ему большую помощь в осуществлении выбранного им курса. Союз был полностью подконтролен диктатору: все 9 членов исполнительной комиссии, высшего органа Союза, назначались на должность её председателем – Салазаром; руководители местных ячеек организации также назначались им же.

В 1932 году группой учёных – юристов Коимбрского университета под руководством Салазара создаётся проект конституции «Нового государства». В 1933 года после проведения плебисцита проект конституции был утверждён и 19 марта 1933 года обнародован в качестве основного закона Португалии. Помимо этого был принят целый пакет хартий и законов, дополняющих Конституцию.

Согласно основным положениям Конституции 1933 года Португалия вместе со своими колониальными владениями провозглашалась «унитарной корпоративной республикой», в которой существовал режим национальной демократии, приобретший форму авторитарной диктатуры.

В основе идеологической концепции Салазара находилось понятие «нации». Обретение стабильного мира и достижения согласия внутри португальского общества являлось одной из наипервейших задач «Нового государства». Гармония и обретение равновесия между различными социальными слоями, профессиями, видами занятий, взаимоотношениями труда и капитала достигалось за счёт создания в Португалии устойчивой корпоративной системы.

Установление корпоративной системы, как одно из основных программных положений фашистских движений, осуществлялось при активной поддержке государства путём слияния профсоюзов, общественных объединений, а также органов местного самоуправления.

Запретив существование профсоюзов на классовой основе, Салазар стремился снизить социальную напряженность в обществе и антагонизм классов, направляя энергию и силу людей не на разрушение, а на созидание мира и процветания в государстве. Достигалось это за счёт примирения, объединения в рамках корпоративной системы государства как работодателей, так и рабочих.

В каждой отрасли хозяйственной и культурной деятельности общества допускалось и организовывалось одно «профессиональное объединение», низовое звено корпоративной системы. В состав профессиональных объединений входили организованные объединения  различных социальных слоёв общества: предпринимателей и коммерсантов, организованных в гильдии; рабочих и служащих, организованных в национальные синдикаты; адвокатов, врачей и инженеров, организованных в ордена; и, наконец, крестьян, организованных в «народные дома». Группа объединений рабочих и работодателей одной и той же отрасли образовывали союзы, вторую ступень корпоративной системы. Союзы в свою очередь образовывали корпорацию – высшую ступень корпоративной системы.

Корпорации находились под полным контролем правительства. Принятая 9 марта 1938 года в дополнение к конституции «Хартия труда» не только декларировала право на труд, ежегодный оплачиваемый отпуск, но и обязывало предприятия и организации  в лице работодателей информировать рабочих и служащих о ходе и темпах производства. Порядок оплаты, условия труда, продолжительность рабочего дня, условия социального страхования и обеспечения устанавливались в каждой отрасли хозяйственной и культурной сфер деятельности отдельно, в порядке заключения корпоративными объединениями «коллективных договоров», требующих одобрения правительства и установления государственного контроля за их соблюдением. Все забастовки и локауты были законодательно запрещены.

В рамках создания корпоративной системы активно создавалась и система местного самоуправления. Низовой ступенью системы местного самоуправления являлся церковный приход. Главы семейств, входящих в церковный приход, выбирали членов приходского совета. Члены приходских советов выбирали членов муниципальных палат – второй степени системы местного самоуправления. Члены муниципальных палат выбирали членов окружных представительств – высшей, третьей ступени системы местного самоуправления.

Представители органов местного самоуправления наряду с представителями корпораций принимали активное участие в работе и заседаниях Корпоративной Палаты, одной из двух палат португальского парламента.

Действия правительства в области корпоративных преобразований не только способствовали снятию социальной напряжённости в обществе, но и напрямую, за счет большой концентрации производства и капитала, способствовали модернизации и развитию экономики страны.

0

3

Диктатура и общество

Идеологическая концепция «Нового государства», как уже было нами  выше отмечено, предусматривала установление в Португалии аппарата личной диктатуры Салазара. С точки зрения политической необходимости это была вынужденная мера в целях противодействия установлению в Португалии «массового общества», а также определённый этап на пути к установлению в Португалии режима национальной демократии.

Понимая и осознавая сущность и временность диктаторской власти, Салазар, будучи глубоко нравственным и порядочным человеком, воспринимал себя лишь в качестве временного главы, управляющего Португалией. Он был морально готов, по достижении поставленных перед «Новым государством» целей, покинуть свой пост, возвратиться и целиком сосредоточиться на преподавательской деятельности в родном университете. На протяжении всего периода своего правления он ежегодно писал прошение на имя ректора Коимбрского университета с просьбой о продлении своего академического отпуска ещё на один год, в связи с исполнением им обязанностей министра, а затем и премьер- министра Португалии. Ректор, соответственно, ежегодно удовлетворял его просьбу, сохраняя закреплённую за профессором Салазаром его университетскую квартиру, куда он, впрочем, так уже и не вернулся.

Запретив деятельность оппозиционных партий и профсоюзов, Салазар создаёт «полицию защиты и безопасности государства» (ПИДЕ). ПИДЕ долгое время являлась эффективным орудием и опорой салазаровского режима. Салазар лично осуществлял контроль за её деятельностью и руководителями, стремясь не допустить каких-либо злоупотреблений с её стороны. В салазаровской Португалии была отменена смертная казнь, а полицией не практиковались физические пытки. В ПИДЕ практиковался лишь один, но эффективный способ давления на подследственных: проведение следственных действий и мероприятий было организовано так, что подследственный полностью лишался сна. Подобного обращения выдерживали не все…

Салазар умело и эффективно использовал военную силу и карающую мощь государства для наведения порядка в стране. В 1930-1931 годах были подавлены восстания колониальных войск в Анголе и на острове Мадейра. В 1934 году армия и полиция умело подавили начавшиеся было волнения и выступления среди рабочих. В 1936 году было подавлено восстание частей военно-морского флота на Лиссабонском рейде. В 1936 году Салазар лично возглавил МВД, МО и МИД. Для содержания политических заключённых – противников режима, на острове Таррафал, одном из островов Зелёного мыса был создан концентрационный лагерь, прозванный впоследствии «лагерем смерти».

Все эти меры в условиях непрекращающейся волны насилия и кровавой вакханалии, захлестнувшей Европу и Португалию, носили вынужденный характер. Салазар, отвечая на вопрос журналиста Ферро о жестокостях своего режима при обращении с политическими противниками отметил, что все они «всегда или почти всегда террористы и экстремисты; те, кто делал бомбы, и те, кто прятал оружие» (1, стр. 3). «Неужели, - вопрошал он, - спасение жизни беззащитных людей и маленьких детей не оправдали несколько грубого обращения с дюжиной матёрых преступников?» (1, стр. 3). Тем не менее, несмотря на эти обстоятельства, мифы об исключительных изуверствах и жестокости методов, применяемых салазаристами по отношению к своим противникам, распространены и в наше время.

Для обретения политической стабильности в государстве Салазар законодательно закрепляет в Конституции 1933 года систему цензовых ограничений, как необходимого атрибута возникновения и существования гражданского общества. К системе цензовых ограничений в салазаровской Португалии относились: возрастной ценз, образовательный, имущественный ценз, ценз оседлости и «антибраганцский» ценз.

Пассивным избирательным правом, т.е. правом избирать, пользовались как мужчины, так и женщины. Мужчины: достигшие 21 года, умеющие читать и писать, а из тех, кто не умел читать и писать, лишь те, которые платили прямые налоги. Женщины: достигшие 21 года, но лишь те, кто имел дипломы о наличии у них среднего или высшего образования. Президентом республики мог стать гражданин Португалии, являющийся таковым со дня своего рождения,  достигший 35 лет; на пост президента республики не могли быть избраны члены и родственники (до 6-й степени родства) браганцской королевской династии.

Указанные положения Конституции позволяли отсекать от участия в политической жизни страны значительную часть населения: в выборах и плебисцитах, которые проводило салазаровское правительство, участвовало около 10 % населения страны. Однако для существования в Португалии гражданского общества это было как раз необходимое число граждан.

При проведении своего политического курса Салазар тесно и активно сотрудничал с Католической Церковью, в лице которой он нашёл верного союзника своим начинаниям. Несмотря на то, что, согласно статье 46  Конституции 1933 года, церковь была отделена от государства, она пользовалась поддержкой государства, оказывая непосредственное влияние на внутреннюю жизнь страны. В свою очередь, духовенство оказывало необходимое воздействие на свою паству с тем, чтобы обеспечить поддержку проведению салазаровских реформ. 7 мая 1940 года Салазар заключил конкордат с Ватиканом, согласно которому католическая церковь в лице португальского епископата получила большие привилегии.

0

4

Государственный строй

Салазаровские преобразования коснулись и государственного аппарата. Государственный строй салазаровской Португалии, хотя вся полнота власти была в руках Салазара, формально приобрёл форму президентской республики.

Высшим должностным лицом республики, главой государства и её символом, согласно Конституции 1933 года провозглашался президент, избираемый прямым голосованием граждан на семилетний срок. С 1928 года, переизбираясь в 1935, 1942, 1949 годах, вплоть до своей смерти в 1951 году этот пост занимал генерал Кармона. Парламент не мог отстранить президента от власти; президент был ответственен непосредственно только перед народом.

Президент имел право созывать парламент на экстренные сессии, а также обладал правом его роспуска. В компетенцию президента входило право назначить или уволить Председателя Совета министров, а также утверждать, по представлениям премьера, кандидатуры других министров. Члены правительства во главе с премьером были ответственны только перед президентом. Акты президента должны были скрепляться подписью Председателя Совета министров и должного министра. Президент является Председателем Совета Национальной обороны, осуществлявшего общее руководство вооружёнными силами в мирное время; а также Председателем Высшего Совета Национальной обороны, осуществлявшего руководство вооружёнными силами в военное время.

При президенте существовал совещательный орган – Государственный Совет, в который входили: Председатель Совета министров, Председатель Национального Собрания, Председатель Корпоративной Палаты, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор и 5 членов Совета, назначенных президентом пожизненно.

Законодательную власть в «Новом государстве» представляли и осуществляли Кортесы, состоявшие из 2-х палат: Национального Собрания и Корпоративной Палаты. Корпоративная Палата представляла собой сугубо консультативный и совещательный орган, в компетенцию которого входило обсуждение законопроектов, а также международных договоров и соглашений перед передачей их в Национальное Собрание. Заседания Корпоративной Палаты, в которой заседали 97 человек, проводились непублично, посекционно по ряду направлений: экономическим, социальным, духовным и интеллектуальным вопросам.

В компетенцию Национального Собрания, заседавшего в течении 3-х месяцев в году, входили разработка и принятие законов, ратификация международных договоров, решение вопросов, связанных с установлением государственных границ, объявление или отмена осадного положения в стране. Депутаты Национального Собрания в количестве 90 человек избирались прямым голосованием сроком на 4 года.

Президент республики обладал правом «вето» на неугодный ему законопроект. Не опубликованный в течение 15 дней после его принятия Национальным Собранием законопроект возвращался для доработки в парламент на повторное обсуждение. Преодолеть «вето» президента, обязав его опубликовать закон, можно было лишь в том случае, если возвращенный на новое обсуждение законопроект соберёт  2/3 голосов членов Национального Собрания.

Конституция 1933 года предусматривала и то, что в случае государственной необходимости президент и правительство также обладали правом издать декрет, имеющий силу закона, как в перерывах между сессиями, так и во время сессий парламента. Впоследствии указанный декрет, однако, должен был поступать на утверждение Национальному Собранию.

Особое внимание при проведении государственных преобразований было уделено и колониальному вопросу. Сохранение национальной целостности страны, развитие и процветание её колониальных владений вкупе с приобщением местного населения к благам и культуре португальской цивилизации являлись основными целями колониальной политики Салазара. Основным законодательным актом, регулирующим взаимоотношения между метрополией и колониями в этом вопросе, являлся «Колониальный акт» от 08.07.1930 года.

В соответствии с «Колониальным актом»,  вопросами, связанными с управлением колониями, заведует Министерство колоний. Министерство колоний утверждает бюджет колонии. Возглавляет колонию генерал-губернатор или губернатор, назначаемый на эту должность министром колоний (в 1930-м году эту должность занял Салазар). Министерство осуществляет жесткий контроль действий губернаторов колоний. Каждые 3 года министерство организует конференцию губернаторов колоний, а раз в 5 лет проводятся конференции по экономическим вопросам, связанным с управлением колониями.

При губернаторе колонии создаются советы, исполняющие чисто совещательные функции, куда входят губернаторы провинций, административные инспектора, лица, назначаемые губернаторами, а также лица, избираемые на эти должности. Помимо губернаторов административный аппарат колоний включает в себя административных инспекторов, окружных интендантов, начальников поста, а также старост из местного населения.

0


Вы здесь » Лиссабон. 1940 » Информация » Салазаровская Португалия


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно